Семен Зверев: «Мы показываем слушателям «золотую» эпоху джаза»
Карта СМИ. Как на радио пришли? В частности на радио "Эрмитаж" как давно работаете?
Семен Зверев. На радио "Эрмитаж" работаю около года с ноября 2005. А вообще на радио с 1994 года. За это время успел стать лауреатом 2-х национальных премий: как лучший ди-джей, это премия имени Попова в 2001 году, и лауреат премии "Радиомания" в 2006 году.
КС. А с джазом у Вас давние отношения? Как познакомились с ним?
СЗ. Первой радиостанцией с джазовым контентом стало радио "Джаз Рандеву". Это собственно и была встреча с джазом как таковым. Очень многое о джазе мне рассказал Борис Гребенщиков, в частности, открыл мне Элла Боули, джазмена 30 – 40-х годов. Это уже почти забытое широкой публикой имя, хотя и незаслуженно, поскольку был выдающимся тенором джаза. То есть, допустим, Глена Миллера знают многие, кто интересуется хоть немного джазом, а спросите про Эла Боули, кто вам его назовет? Вот так и открывал для себя джаз, проникался им.
КС. Вы упомянули победу в премии "Радиомания". Что именно номинировали на премию?
СЗ. На премию "Радиомания" мы выставили программу радио "Эрмитаж", в которой Андрей Петров давал интервью о концерте Дюка Эллингтона. Так совпало, что эта программа стала его последним интервью. Наша радиостанция тогда поставила рекорд – мы победили сразу в 2-х номинациях – лучший ди-джей и лучшая музыкальная программа. С этой церемонией у нас связан небольшой курьез даже. Дело в том, что мы прониклись все тем, что премия одна из серьезнейших в стране и немного вообразили, что это будет нечто вроде "Грэмми". А все было более так сдержанно, все выходили, получали награду, говорили несколько слов и уходили. А я, получая награды, решил продемонстрировать светскость и звездность некоторую и выступил как на Западе. Дал развернутое выступление с описанием заслуг, с благодарностями, с пожеланиями – в общем, все как за рубежом. Такое небольшое хулиганство вышло.
КС. До "Эрмитажа" были только ди-джеем?
СЗ. Не только. Занимался брендингом, как креативный директор. Это тот период, когда работал на Эльдорадио, проработал на нем большую часть своего радиостажа, около 10 лет. Ну а кроме креатива, работал ведущим утреннего шоу. Я сейчас вижу, что утренняя программа изменилась сильно, и не в лучшую сторону, достаточно сказать, что по замерам Gallup мы тогда занимали первое место в городе по рейтингам популярности, по размерам аудитории, сумев потеснить все остальные станции. Когда ушел и перестал делать программу, то и 1,5 года спустя те выпуски программы оценивали как лучшие.
КС. Сейчас что-то изменилось? По сравнению с Вашим периодом…
СЗ. Мы тогда были свободнее. Свободнее в поведении, во мнениях. Открыто "наезжали" на хаббардистов, на губернатора. Сейчас уже многое изменилось, и такой степени открытости нет, многое принято не говорить. Кто сейчас сможет вслух критиковать губернатора? А того же Яковлева мы тогда очень активно критиковали за многое, в том числе помню программы о силовых наборах в армию. Позже я перешел в вечерний эфир, и аудитория составляла около 800 000 человек. Там мне порой случалось и рекламой заниматься, когда продвигал какие-то товары. Меня даже спрашивали, не в доле ли я. Но этого, конечно не было. Просто, было много рекламодателей, и порой мне те или иные товары были симпатичны.
КС. "Джаз Рандеву", Эльдорадио, "Эрмитаж"… Послужной список есть чем продолжить?
СЗ. Была радиостанция "Катюша". Радио абсолютно неформатное. Там работали многие музыканты питерские, в частности половина группы «Текила jazz». Саня Дусер, барабанщик «Текила jazz», часто работал в эфире. Была группа «Бульбуляторы» - очень рокабильная группа, лидер которой, Стас, блюзы давал по 4 часа кряду. Когда я там работал, то у меня достижение свое было – я первым прокрутил новый хит Джоан Осборн. Такие моменты лучше всего запоминаются из прошлого. Это в 1995 году было. Я тогда мог и джаз крутить, делать джазовые программы, станцию джазовую. Я ведь тогда как раз учился джазу, разучивал пьесу Говарда Стерна. Я кстати считаю, что искренние желания всегда сбываются. Я хотел такую станцию, и я на нее пришел в итоге.
КС. Переходя к радио "Эрмитаж"… В чем ваша задача на тематическом музыкальном радио?
СЗ. На радио "Эрмитаж" я занимаюсь музыкальным наполнением эфира. Естественно, что исключительно музыку давать – это несколько примитивно, тем более что джаз сплошным потоком ставить нельзя. Поэтому мы стараемся давать определенную тематичность в программах, привязки делать. Вот есть такая программа «Джаз хроники». Она идет всего одну минуту. И за эту минуту нажо кратко сказать о том джазовом направлении или деятеле, которому посвящена программа, и дать короткую композицию. К примеру такое направление, как «free jazz». Это когда собираются джазмены и импровизируют каждый свою мелодию. Звучит довольно странно, но при этом красиво. Арнет Колман сделал его статусом, джазовым направлением в 1960-м году. И программа за минуту дает краткую информацию, дает одну из коротких композиций и все. Этого вполне достаточно, чтобы запомнить. Есть и ряд других проектов, которые сейчас не стал бы пока озвучивать, поскольку конкуренция есть везде.
КС. Джазовое творчество в России или хотя бы в Петербурге освящаете? В каком состоянии джаз сегодня в городе?
СЗ. Мне трудно судить об этом, поскольку мы не участвуем активно в джаз-жизни города. Мы мало интересуемся современным джазом, мы показываем слушателям «золотую» эпоху джаза. Тем более что джаз – это не массовое, это для тех, кто его для себя открыл. Нам, естественно, приходится находить грань между коммерческими трансляциями популярных композиций и тем, что мы сами считаем важным и интересным в истории джаза. Естественно, что, говоря о нашем малом интересе к джаз-жизни города, я не имел в виду, что мы отгораживаемся от города каким-то забором. В Эрмитажном театре регулярно проходят концерты джазовой музыки, а мы по вторникам, пятницам и воскресеньям в 19.30 даем ретроспективы концертов. Концерты сами и проводим, причем изначально для трансляции. В основном в концертах будут принимать участие европейские музыканты, поскольку США все же далековаты для нас. Кроме того, даем в эфир камерные версии и студийные записи джазовых коллективов, современный акустический джаз и классиков. Играла в прошлом у нас в студии Виктория Толстая из Швеции. С февраля, вот, новее коллективы пошли. Есть мысль о проведении фестиваля. Мы ее пока не разработали в деталях, но, думаю, все впереди.
КС. А каковы причины такого небрежения к российскому джазу?
СЗ. Российских коллективов очень мало интересных, поскольку еще нет какого-то стиля исполнения, коллективы молодые весьма. Так что если и даем их, то в основном инструментальные композиции без вокала. Так что российский джаз нам мало интересен.
КС. В конце беседы… Как бы вы себя описали? О своем внутреннем «Я».
СЗ. О себе? Всегда был конспиратором, закрытым был. Это окупается вполне. Раньше был хмурым. Сейчас жизнерадостный. Люблю все то, что существовало всегда, душа склонна на природе, к настоящему, постоянному. Глаза хотят видеть море, небо, простор. Таков, кстати, и джаз – границ в нем нет. Не люблю границ, не люблю когда взгляд упирается в стены, трубы, брандмауэры. И главное что люблю – хорошие отношения с людьми.
Интервью взял Ренат Яфизов (декабрь, 2006 год, Санкт-Петербург)
(С) Карта СМИ Санкт-Петербург.
Материал принадлежит "Карта СМИ", перепечатка, копирование, публикация без авторизованного разрешения - не является законной, и может послужить поводом обратиться к нашим партнерам "Усков и Партнеры" ((812) 388-6217) для совершения необходимых действий по защите наших прав.
|